ДЗЯРЖАЎНАЯ УСТАНОВА АДУКАЦЫІ "ЛІНОЎСКАЯ СЯРЭДНЯЯ ШКОЛА"
Дзяржаўныя сімвалы Рэспублікі Беларусь
diplom
Афіцыйны інтэрнэт-партал Прэзідэнта Рэспублікі Беларусь
Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь
Навукова-метадычная ўстанова "Нацыянальны інстытут адукацыі"
Детский правовой сайт
Портал рейтинговой оценки качества оказания услуг организациями Республики Беларусь
НАЦЫЯНАЛЬНАЕ ДАСЛЕДАВАННЕ ЯКАСЦІ АДУКАЦЫІ (НДЯА)
Региональная карта Брестской области

Как не ошибиться в выборе профессии?

Рекомендации психолога и социального педагога

Для того чтобы правильно выбрать профессию, необходимо учитывать 7 факторов:

  1.  Дальняя профессиональная цель (мечта).
  2. Ближние профессиональные цели (как этапы и пути достижения дальней цели).
  3. Знание себя (знание своих возможностей для достижения дальней и особенно ближних целей).
  4. Знание путей подготовки к достижению целей (особенно ближних) и способов работы над собой.
  5. Реальная подготовка к профессии (практическая реализация планов).
  6. Запасные варианты карьеры и их иерархия как способы движения к дальней цели. Возможны случаи, когда резервный вариант не совпадает с дальней целью и рассматривается как самостоятельный путь.
  7. В случае явного несоответствия своих возможностей избранным целям — другой профессиональный выбор.

Ошибки, сопутствующие выбору профессии:

  1. Увлечение только внешней стороной профессии без учета ее «минусов»;
  2. Выбор профессии из соображений престижности (популярности) в обществе;
  3. Только на основании высокой оплаты труда;
  4. Под влиянием ближайшего окружения, без особых собственных желаний;
  5. Отождествление учебного предмета с профессией;
  6. Перенос позитивного отношения к человеку — представителю той или иной профессии на саму профессию;
  7. Выбор профессии «за компанию» с друзьями;
  8. Неумение (без учета индивидуальных особенностей) разобраться в своих личностных качествах (склонностях, способностях, подготовленности и т.д.);
  9. Незнание или недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии;
  10. Предрассудки относительно некоторых важных для общества профессий, занятия которыми иногда считаются недостойными, неприличными («торгаши», «фотомодель» и др.)

Ошибок можно избежать, если реально представлять собственные возможности, правильно оценивать уровень подготовленности, интересы и склонности.


ОПРОСНИК ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ГОТОВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ К ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ
( подготовлен профессором В.Б. Успенским)

Цель: определение готовности учащихся к выбору профессии
Учащимся предлагается прочитать нижеперечисленные утверждения и выразить свое согласие или несогласие с ними ответами «да» или «нет».

  1. Вы уже твердо выбрали профессию.
  2. Основной мотив выбора – материальные интересы.
  3. В избранной профессии вас привлекает сам процесс труда.
  4. Вы выбираете учебное заведение, потому что туда пошли учиться ваши друзья.
  5. Вы выбираете место учебы, потому что оно недалеко от дома.
  6. Если вы не сможете поступить в избранное вами учебное заведение, то у вас есть запасные варианты.
  7. Вы читаете периодические издания, связанные с будущей профессией.
  8. Вам известны противопоказания, которые существуют для избранной вами профессии.
  9. Не важно кем работать, важно, как работать.
  10. Вы думаете, что с выбором профессии не надо спешить, сначала нужно получить аттестат.
  11. Вам известно, каких качеств, важных для будущей профессии, вам недостает.
  12. Вы занимаетесь развитием профессионально значимых качеств.
  13. Согласны ли вы с тем, что здоровье не влияет на выбор профессии?
  14. Как вы думаете, учителя одобрили бы ваш выбор?
  15. Вы знаете о неприятных сторонах будущей профессии.
  16. Вам удалось осуществить пробу сил в деятельности, близкой к будущей профессии.
  17. Вы консультировались о выборе профессии.
  18. Главное в выборе профессии – возможность поступить в выбранное учебное заведение.
  19. Вы знаете об условиях поступления.
  20. Вам известно о возможностях трудоустройства по избираемой профессии.
  21. Вы уверенны, что родственники помогут вам поступить в вуз.
  22. Вы знаете о возможных заработках у представителей избираемой профессии.
  23. Если не удается поступить в избранное учебное заведение, то вы будете пытаться вновь.
  24. Для правильного выбора профессии достаточно вашего слова «хочу».

Обработка и интерпретация результатов
Анкета обрабатывается сразу:
1 балл за каждый ответ «да» на вопросы: 1,3,6,7,8,11,12,14,16,17,19,20,22,23
1 балл за каждый ответ «нет» на вопросы:
2,4,5,9,10,13,15,18,21,24

Посчитайте сумму и определите уровень готовности школьников к выбору профессии по следующей шкале:
0 –6 баллов – неготовность;
7 –12 баллов – низкая готовность;
13 –18 баллов – средняя готовность;
19 –24 балла – высокая готовность

100 гадоў Ліноўскай СШ
Вас запрашае субота
2024 - Год якасці
Архіў
Вас запрашае субота
Вас запрашае субота
Бяспечнае дзяцінства
Единый информационно-образовательный ресурс
Дом без насилия
Беларусь Библиотечная

Время стать заметным!

Чат-бот ПОМОЩЬ