Как не ошибиться в выборе профессии?
Рекомендации психолога и социального педагога
Для того чтобы правильно выбрать профессию, необходимо учитывать 7 факторов:
- Дальняя профессиональная цель (мечта).
- Ближние профессиональные цели (как этапы и пути достижения дальней цели).
- Знание себя (знание своих возможностей для достижения дальней и особенно ближних целей).
- Знание путей подготовки к достижению целей (особенно ближних) и способов работы над собой.
- Реальная подготовка к профессии (практическая реализация планов).
- Запасные варианты карьеры и их иерархия как способы движения к дальней цели. Возможны случаи, когда резервный вариант не совпадает с дальней целью и рассматривается как самостоятельный путь.
- В случае явного несоответствия своих возможностей избранным целям — другой профессиональный выбор.
Ошибки, сопутствующие выбору профессии:
- Увлечение только внешней стороной профессии без учета ее «минусов»;
- Выбор профессии из соображений престижности (популярности) в обществе;
- Только на основании высокой оплаты труда;
- Под влиянием ближайшего окружения, без особых собственных желаний;
- Отождествление учебного предмета с профессией;
- Перенос позитивного отношения к человеку — представителю той или иной профессии на саму профессию;
- Выбор профессии «за компанию» с друзьями;
- Неумение (без учета индивидуальных особенностей) разобраться в своих личностных качествах (склонностях, способностях, подготовленности и т.д.);
- Незнание или недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии;
- Предрассудки относительно некоторых важных для общества профессий, занятия которыми иногда считаются недостойными, неприличными («торгаши», «фотомодель» и др.)
Ошибок можно избежать, если реально представлять собственные возможности, правильно оценивать уровень подготовленности, интересы и склонности.
ОПРОСНИК ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ГОТОВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ К ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ
( подготовлен профессором В.Б. Успенским)
Цель: определение готовности учащихся к выбору профессии
Учащимся предлагается прочитать нижеперечисленные утверждения и выразить свое согласие или несогласие с ними ответами «да» или «нет».
- Вы уже твердо выбрали профессию.
- Основной мотив выбора – материальные интересы.
- В избранной профессии вас привлекает сам процесс труда.
- Вы выбираете учебное заведение, потому что туда пошли учиться ваши друзья.
- Вы выбираете место учебы, потому что оно недалеко от дома.
- Если вы не сможете поступить в избранное вами учебное заведение, то у вас есть запасные варианты.
- Вы читаете периодические издания, связанные с будущей профессией.
- Вам известны противопоказания, которые существуют для избранной вами профессии.
- Не важно кем работать, важно, как работать.
- Вы думаете, что с выбором профессии не надо спешить, сначала нужно получить аттестат.
- Вам известно, каких качеств, важных для будущей профессии, вам недостает.
- Вы занимаетесь развитием профессионально значимых качеств.
- Согласны ли вы с тем, что здоровье не влияет на выбор профессии?
- Как вы думаете, учителя одобрили бы ваш выбор?
- Вы знаете о неприятных сторонах будущей профессии.
- Вам удалось осуществить пробу сил в деятельности, близкой к будущей профессии.
- Вы консультировались о выборе профессии.
- Главное в выборе профессии – возможность поступить в выбранное учебное заведение.
- Вы знаете об условиях поступления.
- Вам известно о возможностях трудоустройства по избираемой профессии.
- Вы уверенны, что родственники помогут вам поступить в вуз.
- Вы знаете о возможных заработках у представителей избираемой профессии.
- Если не удается поступить в избранное учебное заведение, то вы будете пытаться вновь.
- Для правильного выбора профессии достаточно вашего слова «хочу».
Обработка и интерпретация результатов
Анкета обрабатывается сразу:
1 балл за каждый ответ «да» на вопросы: 1,3,6,7,8,11,12,14,16,17,19,20,22,23
1 балл за каждый ответ «нет» на вопросы:
2,4,5,9,10,13,15,18,21,24
Посчитайте сумму и определите уровень готовности школьников к выбору профессии по следующей шкале:
0 –6 баллов – неготовность;
7 –12 баллов – низкая готовность;
13 –18 баллов – средняя готовность;
19 –24 балла – высокая готовность