Методы профилактики профессионального выгорания педагогов
Методы профилактики профессионального выгорания педагогов
Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) — это реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов.
Три основные составляющие СЭВ:
- Эмоциональное истощение(проявляется в ощущениях эмоционального перенапряжения и чувстве опустошенности, усталости, происходит потеря интереса к работе)
- Деперсонализация (возникновение равнодушного и даже негативного отношения к людям, с которыми работаешь; контакты с ними становятся формальными)
- Редукция профессиональных достижений (появление чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере)
Профессиональное выгорание характеризуется рядом признаков (симптомов):
- Поведенческие(часто смотрит на часы, опаздывает, увеличивает употребление меняющих настроение психоактивных веществ (кофе, курение и т.п)
- Аффективные(плохое настроение, утрата чувства юмора, самообвинение и т.д.)
- Когнитивные(упорные мысли о том, чтобы оставить работу, неспособность концентрировать внимание, неуверенность в процессе выполнения работы)
- Физические (нарушение сна, головные боли, нарушение здоровья)
- Нарушения в общении
Методы профилактики профессионального выгорания:
- Релаксация;
- правильное планирование дня;
- здоровый образ жизни;
- регулярный самоанализ причин стрессовых ситуаций;
- наличие любимого дела, хобби;
- хорошие взаимоотношения с окружающими;
- умение находить позитив в повседневных заботах;
- наличие активной позиции в профессиональной жизни (перестать чувствовать себя жертвой обстоятельств), т.е. реализация себя как активной личности в активной профессиональной среде;
- готовность к постоянному самоизменению, лабильность установок;
- укрепление в своей личности тех ее качеств, которые особенно необходимы и востребованы в современном обществе (готовность к включению в новые проекты, укрепление у себя ресурса «успеха» и уверенности в своих силах);
- создание оптимистической профессиональной перспективы, усиление авторства своей жизни даже в сложных обстоятельствах;
- поддержание позитивной «Я-концепции», себя как профессионала, акцент на своих достижениях, усиление своих положительных качеств;
- развитие внутренней личностной ответственности за свое психическое и физическое здоровье;
- развитие способность жить в ладу с самим собой, внутреннюю гармонию, принятие реальных факторов своей профессиональной жизни;
- умение понять себя как индивидуальность, самобытность, действование не вопреки своей индивидуальности, а в союзе с ней;
- владение приемами физического и психического самовосстановления после перегрузок, нормализации работоспособности;
- исключение из своей жизни саморазрушающих и самопоражающих стратегий поведения, усиление своего жизненного потенциала и жизнестойкости;
- своевременное решение конфликтов, проблем (откладывание в дальний ящик стрессогенных факторов способствует их накоплению и последующему усилению, трудноразрешаемости).
Пакінуць адказ