Профилактика суицидального поведения детей и подростков
Профилактика суицидального поведения детей и подростков
По данным Всемирной Организации Здравоохранения за день в мире убивают себя 2300 человек, за год – 800 тысяч человек. Из них около 20% приходится на юношеский и подростковый возраст
По разным данным, еще от 8 до 30 миллионов людей неудачно покушаются на свою жизнь. При этом каждый второй, пытавшийся покончить с собой, в течение года повторяет свою попытку, обычно в более тяжелой форме. Каждый третий покончивший с собой совершал суицидальную попытку в прошлом.
Беларусь занимает 6 место по распространенности самоубийств после европейских стран
Изучение проблемы суицида среди молодежи показывает, что в целом ряде случаев подростки решались на самоубийство в целях обратить внимание родителей, педагогов на свои проблемы.
Существуют социально-психологические факторы, относящиеся к подросткам и молодым людям, которые могут сыграть роль стрессоров (негативных раздражителей) и способствовать суицидальным проявлениям. Среди них встречаются:
- серьезные проблемы в семье;
- отвержение сверстниками;
- смерть любимого или значимого человека;
- разрыв отношений с любимым человеком;
- межличностные конфликты или утраты значимых отношений;
- проблемы с дисциплиной или законом;
- давление, оказываемое группой сверстников, прежде всего, связанное с подражанием саморазрушающему поведению других;
- длительное пребывание в роли «козла отпущения» или жертвы;
- разочарование успехами в школе или неудачи в обучении;
- высокие требования в школе к итоговым результатам обучения (экзаменам);
- проблемы с трудоустройством и плохое экономическое положение,
- финансовые проблем;
- нежелательная беременность, аборт и его последствия (девушки);
- заражение СПИД или болезнями, передающимися половым путем;
- серьезные телесные болезни;
- чрезвычайные внешние ситуации и катастрофы.
КАК ОПРЕДЕЛИТЬ НАЛИЧИЕ РИСКА СУИЦИДА У МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Любые неожиданные или драматические изменения, повлиявшие на поведение подростка или молодого человека, любые изменения в поведении, словесные и эмоциональные признаки следует принимать всерьез. К ним относятся:
- потеря интереса к обычным видам деятельности;
- внезапное снижение успеваемости;
- необычное снижение активности, неспособность к волевым усилиям;
- плохое поведение в школе;
- необъяснимые или часто повторяющиеся исчезновения и прогулы;
- увеличение потребления табака, алкоголя или наркотиков;
- инциденты с вовлечением правоохранительных органов, участие в беспорядках.
Характерные признаки суицидальной опасности
Словесные признаки (человек, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своем душевном состоянии: «я не могу так дальше жить»; «я больше не буду ни для кого проблемой»; «тебе больше не придется обо мне волноваться». Много шутит на тему самоубийства. Проявляет нездоровую заинтересованность вопросами смерти.
Поведенческие признаки (раздаёт другим вещи, имеющие большую личную значимость, приводит в порядок дела, пишет прощальные письма, демонстрирует радикальные перемены в поведении такие, как: в еде – ест слишком мало или слишком много; во сне – спит слишком мало или слишком много; во внешнем виде – становится неряшливым; в привычках – пропускает занятия; замыкается от семьи и друзей, проявляет признаки беспомощности, безнадежности и отчаяния.
Ситуационные признаки (человек может решиться на самоубийство, если он социально изолирован (не имеет друзей), чувствует себя отверженным; живет в нестабильном состоянии (серьезный кризис в семье – в отношениях к родителям или родителей друг с другом; алкоголизм – личная или семейная проблема); ощущает себя жертвой насилия – физического, сексуального или эмоционального; предпринимал попытку суицида ранее; имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем -то из друзей, знакомых или членов семьи; перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей).
ФОРМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПОДРОСТКОВОЙ СУИЦИДАЛЬНОСТИ
Причины, приводящие к суицидам, имеют психологический характер, поэтому работа по профилактике и предупреждению суицидов заключается, прежде всего, в укреплении психологического здоровья.
Мероприятия с учащимися:
- Тренинги по обучению основам аутогенной тренировки и эмоциональной саморегуляции, социальным навыкам и умениям преодоления стресса.
- Тренинги ассертивного поведения (ассертивные люди – это уверенные в себе люди, которые просто счастливы быть самими собой) и уверенности в себе, выработки мотивации достижения успеха.
- Тренинги личностного роста.
- Психологическая коррекция пассивной стратегии избегания, повышение уровня самоконтроля.
- Конференции, внутришкольные семинары, дебаты по обсуждению основных проблем подросткового возраста, которые могут привести к суицидам. К ним следует привлекать специалистов (врачей, психологов и др.), которые могут оказать консультативную помощь.
- Классные часы, которые могут быть посвящены проблемам общения со сверстниками, конструктивным стратегиям выхода из конфликтных ситуаций, взаимоотношениям в семье, отношения к самому себе (восприятие своих способностей, недостатков, внешнего вида и т.п.) с привлечением психолога.
Мероприятия для педагогов:
- Педагогические советы с целью информирования педагогов об особенностях протекания кризиса подросткового возраста, особенностях личности суицидентов, причинах, приводящих к суицидам, возможных педагогических мерах по предотвращению суицидов в школе.
- Совместные воспитательные мероприятия педагогов с учащимися по обсуждению актуальных для них проблем.
Мероприятия для родителей:
- Родительские собрания с целью просвещения родителей об особенностях протекания кризиса подросткового возраста, проблемах взаимоотношений в семье, которые чаще всего приводят к суицидам, признаках проявления суицидального поведения подростков.
- Совместные собрания родителей и детей по обсуждению проблем детско-родительских отношений.
- Психологическое консультирование родителей по вопросам проблем взаимоотношений с детьми.