ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средства, как он это может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на мир»
( А. Дистервег)
Самообразование – это система умственного и мировоззренческого самовоспитания, влекущая за собой волевое и нравственное самоусовершенствование, но не ставящая их своей целью (Г.М.Коджаспирова)
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Самообразование – потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия учителя.
Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога.
Мотивы, побуждающие учителя к самообразованию.
- Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации.
- Желание творчества. Учитель — профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появляться новое, работа должна вызывать интерес и доставлять удовольствие.
- Стремительный рост современной науки, особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой. Изменения, происходящие в жизни общества, в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение. Если не усваивать новую информацию, может сложиться образ учителя как несовременного человека.
- Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребёнка в школу, просят определить его в класс к «лучшему» учителю, предметнику или классному руководителю. Квалифицированный педагог в условиях описанной конкуренции имеет больше возможностей в отборе учащихся, определении нагрузки.
- Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Никто не хочет быть плохим учителем!
- Материальное стимулирование. Наличие категории, премии, надбавки зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний не добиться более продуктивной работы, которая, естественно, оплачивается выше.
Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности, растущей потребности педагога в самореализации путём непрерывного образования.
Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, в умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать над собственным совершенствованием, в том числе профессиональным.
Основные принципы самообразования:
- непрерывность,
- целенаправленность,
- интегративность,
- единство общей и профессиональной культуры,
- взаимосвязь и преемственность,
- доступность,
- опережающий характер,
- перманентность перехода от низкой ступени к высшей,
- вариативность и др.
Основные направления, в которых учителю необходимо заниматься самообразованием:
- профессиональное (предмет преподавания);
- психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей);
- психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.);
- методическое (педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения);
- правовое;
- эстетическое (гуманитарное);
- историческое;
- иностранные языки;
- политическое;
- информационно-компьютерные технологии;
- охрана здоровья;
- интересы и хобби.
Этапы технологии организации самообразования:
1-й этап — установочный, предусматривает создание определённого настроя на самостоятельную работу; выбор цели работы, исходя из научно-методической темы (проблемы) школы; формулирование личной индивидуальной темы, осмысление последовательности своих действий;
2-й этап — обучающий, на котором педагог знакомится с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной проблеме образования;
3-й этап — практический, во время которого происходит накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы;
4-й этап — теоретическое осмысление, анализ и обобщение накопленных педагогических фактов. На данном этапе целесообразно организовать коллективное обсуждение прочитанной педагогической литературы; творческие отчёты о ходе самообразования на заседаниях МО или кафедры, на городских МО; посещение с обсуждением открытых уроков и другие коллективные формы работы;
5-й этап — итогово-контрольный, на котором педагог должен подвести итоги своей самостоятельной работы, обобщить наблюдения, оформить результаты. При этом главным является описание проведенной работы, установленных фактов, их анализ теоретическое обоснование результатов, формулирование общих выводов и определение перспектив в работе.
Источники самообразования
В чём заключается суть процесса самообразования? Учитель самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в развитии личности и профессиональной деятельности.
Источники знаний:
- телевидение, газеты, журналы;
- литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.);
- Интернет, видео, аудио;
- платные курсы;
- семинары и конференции;
- мастер-классы;
- мероприятия по обмену опытом;
- экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты;
- курсы повышения квалификации;
- путешествия.
Виды деятельности, составляющие процесс самообразования, напрямую или косвенно способствующие профессиональному росту учителя:
- систематический просмотр определённых телепередач;
- чтение конкретных педагогических периодических изданий, чтение методической, педагогической и предметной литературы;
- обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологиях;
- решение задач, упражнений, тестов, кроссвордов и других заданий по своему предмету повышенной сложности или нестандартной формы;
- посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег;
- дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;
- изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов;
- систематическое прохождение курсов повышения квалификации;
- проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег;
- организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету;
- изучение информационно-компьютерных технологий;
- посещение предметных выставок и проведение тематических экскурсий по предмету;
- общение с коллегами в школе, районе, городе и в Интернете;
- ведение здорового образажизни, занятия спортом, физическими упражнениями
Личный план самообразования учителя
На основании выбранной темы учитель разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой.
При оформлении работы указываются:
- Титульный лист:
название учреждения образования, в котором работает педагог, адрес, рабочий телефон.
- Творческая визитка педагога:
- Ф.И.О. педагога;
- образование, специальность;
- стаж работы по специальности, категория;
- курсы повышения квалификации по специальности;
- профессионально-педагогическое кредо.
- Научно-методическая и профессионально-педагогическая деятельность:
- название темы по самообразованию;
- цель, задачи;
- предполагаемый результат;
- этапы работы;
- сроки выполнения каждого этапа;
- действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой.
- Оценка профессиональной деятельности:
- способ демонстрации результата проделанной работы;
- форма отчёта по проделанной работе.
По окончании работы над темой каждый учитель должен написать отчёт с анализом, выводами и рекомендациями для других учителей.
При оформлении работы следует учитывать:
- творческий подход;
- степень обоснованности содержащегося материала;
- глубину и практическую значимость материала; наличие выраженной авторской позиции при разработке материала;
- способ подачи материала.
Учитель в первую очередь должен быть компасом для детей, чтобы показывать им направление пути к вершинам знаний. Он должен быть магнитом, нестандартной, яркой личностью, которая притягивает к себе детей. Профессиональный, компетентный учитель – это еще и увеличительное стекло, через которое видна особа каждого ребенка, его творческие способности.
Учитель еще и солнышко, которое «зажигает» учащихся своей идеей, согревает их словом, хлопотами. Он же и мобильный телефон, потому что в наше стремительное время нужно успеть дозвониться к душам детей, отправить им своевременное «SMS-сообщение» с советом, консультацией. И еще учитель должен никогда не забывать, что только от него зависит наше будущее.