Как распознать суицидальное поведение у ребенка
Суицидальное поведение представляет собой одну из основных социально-медицинских проблем современного общества. Каждую минуту в мире кто-то предпринимает попытку преднамеренного самоубийства. Как же распознать суицидальное поведение?
Признаки суицидального поведения:
- Уход в себя. Стремление побыть наедине с собой естественно и нормально для каждого человека. Но будьте начеку, когда замкнутость, обособление становятся глубокими и длительными, когда ребенок уходит в себя, сторонится вчерашних друзей и товарищей.
- Капризность, привередливость. Каждый из нас время от времени капризничает, хандрит. Это состояние может быть вызвано погодой, самочувствием, усталостью, учебными или семейными неурядицами и т.п. Но когда настроение ребенка чуть ли не ежедневно колеблется между возбуждением и упадком, налицо причина для тревоги.
- Депрессия. Это глубокий эмоциональный упадок, который у каждого человека проявляется по-своему. Некоторые становятся замкнутыми, уходят в себя, но при этом маскируют свои чувства настолько хорошо, что окружающие долго не замечают перемен в их поведении. Единственный путь в таких случаях – прямой и открытый разговор с ребенком.
- Агрессивность. Многим актам самоубийства предшествуют вспышки раздражения, гнева, ярости, жестокости к окружающим. Нередко подобные явления оказываются призывом ребенка обратить на него внимание, помочь ему. Однако вместо внимания ребенок часто добивается осуждения со стороны товарищей либо взрослых.
- Нарушение аппетита. Отсутствие его или, наоборот, ненормально повышенный аппетит тесно связаны с саморазрушающими мыслями и должны всегда рассматриваться как опасный для жизни недуг.
- Раздача подарков окружающим. Некоторые дети, планирующие суицид, предварительно раздают близким, друзьям, одноклассникам свои вещи. Специалисты по суициду утверждают, что эта зловещая акция – прямой предвестник грядущего несчастья. В каждом таком случае рекомендуется серьезная и откровенная беседа с ребенком для выяснения его намерений.
- Психологическая травма. Каждый человек имеет свой индивидуальный эмоциональный порог. К нему может привести крупное эмоциональное потрясение или цепь мелких травмирующих переживаний, которые постепенно накапливаются. Переезд, расставание с родными, домом, привычным укладом жизни, столкновение со значительными физическими и моральными нагрузками, незнакомая обстановка и атмосфера могут показаться ребенку трагедией его жизни. Если к этому добавляется развод родителей, смерть или несчастье с кем-либо из близких, личные невзгоды, у него могут возникнуть мысли и настроения, чреватые суицидом.
- Перемены в поведении. Внезапные, неожиданные изменения в поведении ребенка должны стать предметом внимательного наблюдения. Когда сдержанный, немногословный, замкнутый ребенок неожиданно для окружающих начинает много шутить, смеяться, болтать, стоит присмотреться к нему. Такая перемена скорее свидетельствует о глубоко переживаемом одиночестве, которое ребенок стремится скрыть под маской веселья и беззаботности. Другим тревожным симптомом является снижение энергетического уровня, усиление пассивности, безразличия к учебе, общению, жизни.
- Угроза. Любое высказанное стремление уйти из жизни должно восприниматься серьезно. Наиболее часто оно выражается словами: “Вы будете виноваты в моей смерти”, “Вы еще пожалеете обо мне”, “Я не хочу жить среди вас” и т.п. Эти заявления можно понимать как прямое предупреждение о готовящемся самоубийстве. В таких случаях нельзя допускать черствости, агрессивности к ребенку, которые только подтолкнут его к исполнению угрозы. Напротив, необходимо проявить выдержку, спокойствие, предложить ему помощь, консультацию у специалистов.
- Активная предварительная подготовка: приобретение отравляющих веществ и лекарств, хранение боевых патронов, рисунки с гробами и крестами, разговоры о суициде как о легкой смерти, частые разговоры о загробной жизни, группы в социальных сетях.
Чтобы не допустить, необходимо:
- установить заботливые взаимоотношения с ребенком;
- быть внимательным слушателем;
- быть искренними в общении, спокойно и доходчиво спрашивать о тревожащей ситуации;
- вселять надежду, что все проблемы можно решить конструктивно;
- помочь ребенку осознать его личностные ресурсы;
- оказать поддержку ребенку в успешной реализации настоящего и помочь определить перспективу на будущее.
Уважаемые родители!
Обращайте внимание на эмоциональное состояние вашего ребенка. Общайтесь, обсуждайте проблемы. Если вы не справляетесь сами, чувствуете неблагополучие в социальной, эмоциональной сфере вашего ребенка, не стесняйтесь обращаться за помощью. Только вместе мы сможем найти выход из трудной ситуации. Главное, чтобы ребёнок не остался один на один со своими проблемами, так как «самоубийство – это отсутствие других» (Поль Валери).
Пакінуць адказ