Буллинг в школе: советы родителям, педагогам, обучающимся
Буллинг в школе: советы родителям, педагогам, обучающимся
Проблема буллинга – современная, остросоциальная.
Понятие «буллинг» (от англ. bullying – запугивание, травля) появилось еще в XX веке. Буллинг – это один из видов насилия, предполагающий агрессивное преследование одного из членов коллектива со стороны другого или группой лиц.
Какие существуют виды буллинга?
- физический – непосредственные физические действия в отношении жертвы (толчки, пинки, побои);
- вербальный – угрозы, оскорбления, насмешки, унижение;
- социально-психологический – буллинг, направленный на социальное исключение или изоляцию (сплетни, слухи, игнорирование, бойкот, манипуляции);
- экономический – вымогательство или прямой отбор денег, вещей, порча одежды;
- кибербуллинг (от англ. – cyberbulling) или интернет буллинг – травля в интернете через социальные сети, электронную почту.
Что же заставляет детей быть такими жестокими и агрессивными по отношению к своим сверстникам? Можно выделить следующие группы причин:
- педагогические (микроклимат класса, школы).
- психологические (личность агрессора, так называемого буллера, и жертвы);
- социальные (пропаганда и поощрение доминирующего агрессивного поведения в обществе: на телевидении, в интернете, компьютерных играх);
- семейные (недостаток родительской любви и внимания, физическая и вербальная агрессия со стороны родителей, чрезмерный контроль).
Признаки, которые могут свидетельствовать о том, что ребенок стал жертвой травли:
- ребёнок негативно относится к школе, использует любую возможность чтобы туда не ходить;
- возвращается из школы подавленный;
- часто плачет без очевидной причины;
- ничего не рассказывает об одноклассниках и школьной жизни;
- нарушение сна и аппетита;
- синяки и ссадины на лице или теле, порванная одежда.
В ситуации буллинга обычно принимают участие жертва, агрессор и наблюдатели, т.е. участники буллинга.
Чаще всего жертвами становятся дети:
- с физическими недостатками или особенностями развития (сниженный слух или зрение, ДЦП и др.);
- неуверенные в себе, замкнутые, с повышенной тревожностью и низкой самооценкой;
- с особенностями внешности (веснушки, полнота/худоба и др.);
- с низким интеллектом и проблемами в учебе;
- «любимчики» учителей или наоборот изгои.
Что объединяет всех жертв, так это невозможность противостоять обидчику, защитить себя, дать отпор.
Потенциальный буллер (агрессор) – это человек:
- с низкой самооценкой, которую он стремится поднять за счёт унижения других;
- стремящийся быть в центре внимания любой ценой;
- агрессивный, жестокий, склонный к доминированию и манипулированию;
- чаще с проблемами в семейных и детско-родительских отношениях.
Агрессорами могут быть дети как из неблагополучных семей, так и из семей с высоким материальным положением.
Наблюдатели – это те люди, которые оказываются вовлечены в ситуацию травли. Здесь, как правило, три варианта развития событий: наблюдатель встает на защиту жертвы, сам оказываясь под ударом и рискуя стать новой жертвой; наблюдатель занимает пассивную позицию, никак вмешиваясь в конфликт; наблюдатель активно поощряет агрессора и спустя какое-то время присоединяется к нему.
В ходе травли тяжелая психологическая травма наносится жертве. Даже через много лет, будучи уже взрослыми, жертвы помнят все свои болезненные переживания, связанные с травлей. У жертвы травли начинают проявляться психосоматические расстройства: частые головные боли, проблемы со сном и аппетитом, могут обостриться хронические заболевания. Плюс к этому – депрессивные расстройства, повышенная тревожность, невротические проявления. И самая серьёзная реакция на буллинг – это попытки суицида, когда ребёнок больше не может терпеть насмешки и издевательства.
Что делать ребёнку – жертве травли?
- Если вас травят в школе, обзывают, портят одежду и вещи, обязательно расскажите об этом взрослому: родителям, учителю, старшему товарищу. Запомните: попросить помощи – это не слабость, а решение взрослого человека, попавшего в беду.
- Не стоит бояться, что «будет хуже», если вы кому-то расскажете о том, что происходит. Будет действительно хуже, если вы останетесь один на один со своей проблемой. Всегда найдется тот, кто сильнее ваших обидчиков и сможет вас защитить.
- Если вас травят в интернете, обязательно сохраняйте все переписки, видео, голосовые сообщения, чтобы в дальнейшем использовать их как доказательства совершаемого кибербуллинга.
- Если предмет травли можно исправить – исправьте. Если нельзя – не считайте себя виноватыми.
Ребята! Вы только начинаете жить, а в современной жизни можно встретить не только хорошее, но и много злого, жестокого, неправильного. Учитесь быть сильнее зла, говорить «нет», когда вас заставляют сделать что-то нехорошее, давать отпор обидчику, не теряя при этом собственного достоинства. Найдите себе друзей по интересам, общайтесь с теми, кто будет уважать и ценить вас.
Как вести себя родителям?
- Первый и самый главный пункт – снять с ребенка чувство вины!
- Объяснить, что он не виноват в том, что подвергся травле. Ребёнок ни в коем случае не хуже других, просто он попал в непростую для себя ситуацию, из которой родители и педагоги помогут ему найти выход.
- Дайте ребёнку понять, что Вы на его стороне. Поддержите и успокойте: «Хорошо, что ты мне всё рассказал! Я тебе верю. Ты не виноват в том, что случилось. Я тебе помогу».
- Доверительно поговорите с ним о сложившейся ситуации. Разъясните ему дальнейшие действия и линию поведения.
- Помогите ребёнку обрести уверенность в себе и умение противостоять нападкам сверстников.
- Поговорите с классным руководителем, педагогами родителями обидчика Вашего ребёнка.
- Если ситуация серьёзная и разрешить её мирным путём не получается, рассмотрите вариант с переводом в другую школу или класс. Опять же это крайний случай, поскольку то же самое может повториться и на новом месте.
- В ситуации кибербулинга: если буллер известен – заблокируйте сообщения с его адреса или пожалуйтесь администрации сайта. Если агрессор сохраняет анонимность – распечатайте переписку, сделайте скриншоты страниц с видео и фотографиями для дальнейшего обращения в правоохранительные органы.
Задача родителей – не просто защитить и поддержать ребёнка, столкнувшегося с ситуацией травли, но и научить его правильному, здоровому общению с окружающими людьми. В повседневной жизни очень трудно избежать столкновения со злом, жестокостью и агрессией. Ребёнок должен научиться говорить «нет», не поддаваться на провокации и манипуляции товарищей, знать, что в свои проблемы иногда правильнее посвятить взрослых, чем разбираться самостоятельно, и быть уверенным, что родные не отмахнутся от него, а помогут и поддержат в трудную минуту. Объясните, что рассказать взрослому о своей проблеме – это не слабость, а мудрое решение.
Уважаемые педагоги! Не закрывайте глаза на агрессивные «выходки» подростков, пресекайте любые насмешки над детьми.
- Если по каким-то причинам репутация ребёнка испорчена, нужно дать ему возможность показать себя в выгодном свете.
- Важно помочь непопулярным детям показать свою полезность для коллектива (один прекрасно рисует, другой очень много знает о космосе и т.д.).
- Следует избегать обсуждения и оценивания личностных качеств ребёнка перед всем классом.
- Помогают объединить класс совместные мероприятия, поездки, постановки, КТД и т.д.
- Необходимо дать возможность наиболее активным детям проявить себя в мирных делах и самоутвердиться за счёт собственных способностей.
- Если в классе есть отвергаемые дети, то лучше избегать соревнований и соперничества в делах, так как проигрыш спровоцирует новый конфликт. В неудаче обвинят именно отверженных.
- Имеет смысл поговорить с преследователями о том, почему они пристают к жертве. Обратить их внимание на чувства жертвы.
Современный мир действительно жесток и опасен. Поэтому нельзя закрывать глаза на происходящее. При малейших признаках буллинга – бейте тревогу, ищите пути помощи и разрешения ситуации.
Пакінуць адказ