ДЗЯРЖАЎНАЯ УСТАНОВА АДУКАЦЫІ "ЛІНОЎСКАЯ СЯРЭДНЯЯ ШКОЛА"
Дзяржаўныя сімвалы Рэспублікі Беларусь
diplom
Афіцыйны інтэрнэт-партал Прэзідэнта Рэспублікі Беларусь
Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь
Навукова-метадычная ўстанова "Нацыянальны інстытут адукацыі"
Детский правовой сайт
Портал рейтинговой оценки качества оказания услуг организациями Республики Беларусь
НАЦЫЯНАЛЬНАЕ ДАСЛЕДАВАННЕ ЯКАСЦІ АДУКАЦЫІ (НДЯА)
Региональная карта Брестской области

Cеминар-практикум «Родителям и педагогам о нежелательном поведении детей»

ВНИМАНИЕ!!! 25 октября в 10.30 на базе ГУСО «Пружанский районный ЦКРОиР» состоится семинар-практикум «Родителям и педагогам о нежелательном поведении детей» с участием педагога-психолога Брестского областного ЦКРОиР Гапанович Л.А.

На семинаре будут рассматриваться следующие вопросы:

  1. Приемы и методы профилактики нежелательного поведения ребенка с РАС.
  2. Продуктивные способы реагирования родителей и педагогов при нежелательном поведении детей.
  3. Рубрика «Вопрос – ответ».

Приглашаем всех желающих педагогов и родителей принять участие в семинаре-практикуме.

Расстройство аутистического спектра (РАС) – нарушение развития, которое характеризуется двумя группами симптомов:

  • выраженные трудности социального взаимодействия и коммуникации
  • особенности обработки сенсорной информации, ригидность, ограниченное повторяющиеся поведение, интересы и активности

Аутизм – спектральное расстройство, а это означает, что разные трудности могут быть выражены у людей в разной степени. Проявления аутизма также могут отличаться в зависимости от возраста, пола и культурального контекста, в котором живет человек.

Чем проявления аутизма отличаются от индивидуальных особенностей характера или темперамента?

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте разберем отличия проявлений аутизма в разных сферах функционирования:

Навыки социального взаимодействия

Нейротипичные дети различаются по темпам и степени приобретения и освоения навыков социального взаимодействия и социальной коммуникации. Диагноз “расстройство аутистического спектра” следует рассматривать только в том случае, если имеются выраженные и стойкие отклонения от ожидаемого диапазона способностей и поведения в этих областях с учетом возраста, уровня интеллектуального функционирования и социокультурного контекста. Некоторые дети могут демонстрировать ограниченное социальное взаимодействие из-за застенчивости (чувства неловкости или страха в новых ситуациях или с незнакомыми людьми) или нуждаются в дополнительном времени, чтобы привыкнуть к новым людям и ситуациям. Социальное взаимодействие у застенчивых и осторожных в поведении детей, подростков или взрослых не является признаком РАС. Застенчивость можно отличить от расстройства аутистического спектра по признакам адекватного социального коммуникативного поведения в знакомых ситуациях и со знакомыми людьми.

Навыки социальной коммуникации

Дети сильно различаются по возрасту, в котором они впервые овладевают речью, и по темпам, в которых их речь и язык развиваются. Большинство детей с задержкой раннего речевого развития со временем овладевают языком и речью так же, как их сверстники. Сама по себе задержка развития речи не является убедительным признаком расстройства аутистического спектра, если нет также доказательств ограниченной мотивации к социальному общению и ограниченных навыков взаимодействия. Основной чертой расстройства аутистического спектра является стойкое нарушение способности понимать и использовать язык для социального общения.

Повторяющиеся и стереотипные формы поведения

Многие дети проходят через фазы повторяющихся игр и интересов (например, предпочитают читать одну и ту же книгу, смотреть один и тот же мультфильм), что является частью типичного развития. Если нет доказательств нарушения социального взаимодействия и социальной коммуникации, то повторяющиеся виды поведения и интересов не стоит рассматривать как проявления РАС.

Особенности обработки сенсорной информации

У многих маленьких детей могут проявляться негативные реакции на определенные звуки (боятся неожиданных звуков, которые издает бытовая техника, например, фен или пылесос, расстраиваются, когда слышат лай собаки), запахи, некоторые виды пищи. Некоторые дети проявляют повышенную или пониженную реакцию на прикосновения, отказываются носить одежду из определенных материалов (например, жалуются, что она слишком колючая). С возрастом многие из этих проявлений сглаживаются. У некоторых людей определенные пищевые предпочтения или повышенная реакция на звук остаются в течение всей жизни, однако они не демонстрируют других признаков, характерных для РАС – не имеют трудностей во взаимодействии, развитии социальных навыков, а также выраженных проявлений ригидности и повторяющегося поведения.

Каковы гендерные различия при аутизме?

РАС встречается у мальчиков примерно в 4 раза чаще, чем у девочек. Однако, исследования последних лет показывают, что число поставленных девочкам диагнозов растет. В исследовании, посвященном частоте встречаемости РАС у детей 4 летнего возраста, опубликованном в 2023 году, соотношение диагнозов у мальчиков и девочек составляет уже 3.1 к 1. В среднем по сравнению с данными, собранными в 2018 году, количество диагнозов РАС у девочек возросло на 34%.

Аутизм у девочек выглядит несколько иначе. Девочки с РАС проявляют менее выраженное ограниченное и повторяющееся поведение, чем мальчики. У них также лучше развиты воображение, навыки имитации и игры. Социально-коммуникативные нарушения у девочек проявляются реже, но к подростковому возрасту могут серьезно усугубиться и начать влиять на их функционирование и благополучие.

Опознать аутичную девочку по ограниченным, специфическим интересам, характерным для детей с РАС, бывает довольно трудно в силу того, что для них более типичны «социально приемлемые» увлечения, схожие с увлечениями типично развивающихся сверстниц. Поэтому девочки, выстраивающие в ряды флаконы духов, фигурки животных или ракушки разного размера, часто не привлекают внимания родителей. Специальные интересы могут быть связаны с искусством, природой и животными. В отличие от мальчиков, разница между типичным и аутичным развитием у девочек может лежать не столько в специфике их интересов, сколько в уровне их интенсивности.

Исследования также показывают, что аутичные девочки в первую очередь получают другие диагнозы, которые существуют у них одновременно с аутизмом (интеллектуальные нарушения, тревожное расстройство, депрессия, ОКР, нарушение пищевого поведения и т.д.).

Пакінуць адказ

Ваш адрас электроннай пошты не будзе апублікаваны. Неабходныя палі пазначаны як *

Гэты сайт выкарыстоўвае Akismet для барацьбы са спамам. Даведайцеся пра тое, яе апрацоўваюцца вашы дадзеныя.

100 гадоў Ліноўскай СШ
Вас запрашае субота
2024 - Год якасці
Архіў
Вас запрашае субота
Вас запрашае субота
Бяспечнае дзяцінства
Единый информационно-образовательный ресурс
Дом без насилия
Беларусь Библиотечная

Время стать заметным!

Чат-бот ПОМОЩЬ