ПОЛОЖЕНИЕ о родительском университете
УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора
ГУО «Линовская средняя школа»
04.01.2021 № 2
ПОЛОЖЕНИЕ
о родительском университете
- Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано на основании инструктивно-методического письма Министерства образования Республики Беларусь «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2020/2021 учебном году» и определяет условия, порядок организации, направления деятельности, структуру родительского университета.
1.2. Настоящее положение устанавливает цель, основные задачи и порядок функционирования Родительского университета.
1.3. Родительский университет создаётся и функционирует при государственном учреждении образования «Линовская средняя школа».
1.4. Родительский университет осуществляет свою деятельность в соответствии с нормативными документами и методическими рекомендациями Министерства образования Республики Беларусь и настоящим Положением.
1.5 Работу Родительского университета организует директор, заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители, педагог-психолог, педагог социальный, привлекая ресурсы (кадровые и информационные).
1.6. Общую координацию деятельности Родительского университета осуществляет заместитель директора по воспитательной работе:
несёт ответственность за эффективность деятельности Родительского университета;
координирует деятельность Родительского университета;
осуществляет взаимодействие с классными руководителями, социальным педагогам, педагогом-психологом.
- Цели, задачи Родительского университета
2.1. Цель Родительского университета – создание условий для повышения педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства.
2.2. Задачи:
– способствовать формированию ценностно-смысловых основ родительства;
– актуализировать чувства ответственности за выполнение родительских функций;
– содействовать формированию и развитию психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания (формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействовать развитию навыков самообразования родителей;
– обеспечить целенаправленную работу по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижению риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновению затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
– организовать эффективное сотрудничество и партнерство родителей обучающихся и учреждения образования.
- Основные направления деятельности Родительского университета
организация психолого-педагогического просвещения родителей по различным аспектам семейного воспитания:
правовое: о возможностях, правах и обязанностях в осуществлении образовательных потребностей семьи;
психолого-педагогическое: о методах и формах воспитания, обучения ребенка;
гражданское: о путях развития образования, школы;
консультирование родителей по юридическим, психолого-педагогическим и другим проблемам;
научно-методическое обеспечение формирования психолого-педагогической компетентности родителей в области воспитания и развития детей с учетом социокультурных традиций, современных проблем и особенностей развития общества;
расширение воспитательного и творческого потенциала родителей и семьи в целом;
организация и осуществление выставочной деятельности по пропаганде эффективных технологий воспитания;
построение системы распространения эффективного педагогического опыта;
трансляция деятельности родительского университета на сайте учреждения;
взаимодействие с другими родительскими университетами.
- Организационная структура Родительского университета
4.1 Работа Родительского университета начинается с 15 октября и заканчивается не позднее 25 мая учебного года;
4.2 Родительский университет состоит из системы лекториев, тематика заседаний которых посвящена центральным проблемам воспитания с учётом закономерностей развития ребёнка в разные возрастные периоды:
– для родителей учащихся I – IV классов – «Мой ребенок – младший школьник»;
– для родителей учащихся V – VIII классов – «Мой ребенок – подросток»;
– для родителей учащихся IX-XI классов – «Мой ребенок – старшеклассник»;
4.2. Содержание работы Родительского университета формируется на основании запросов родителей и актуальных проблем семейного воспитания, на дифференцированной основе.
4.3. В рамках Родительского университета могут использоваться следующие формы работы:
– прямые: лекции, беседы, круглые столы, теоретические семинары, семинары-практикумы, тренинговые занятия, деловые игры, ролевые игры, родительские конференции, индивидуальные беседы и консультации;
– дистанционные: вебинары, on-line-консультации, on-line-опросы по различной тематике, создание буклетов, листовок и др.
- Организация работы Родительского университета
5.1. Родительский университет строит свою работу на принципах демократии, гласности, уважения и учета мнений и интересов родителей;
5.2. Родительский университет может использовать в работе следующие помещения, необходимые для обеспечения его деятельности – учебные кабинеты, компьютерный класс, актовый зал, библиотеку и др.
5.3. Классные руководители организовывают мероприятия Родительского университета в рамках часов организационно-воспитательной работы.
- Документация Родительского университета
Предусмотрено наличие следующих документов:
– приказ учреждения общего среднего образования об организации работы Родительского университета на базе учреждения общего среднего образования района;
– положение о Родительском университете;
– план работы Родительского университета на учебный год.
- Ожидаемые результаты работы Родительского университета
7.1. формирование у родителей осознанного отношения к родительству;
7.2. повышение интереса родителей к самообразованию;
7.3. удовлетворение потребности семьи учащегося в образовательных услугах: в обучении, психолого-педагогической поддержке и др.;
7.4. повышение уровня педагогической культуры родителей;
7.5. активизация родителей в решении семейных проблем, сокращение числа неблагополучных семей, случаев семейного насилия, уменьшение числа подростков с девиантным поведением;
7.6. развитие взаимопонимания, сотрудничества семьи и учреждения образования;
7.7. охват родительским всеобучем большинства родителей учащихся, благодаря системе дистанционного обучения.
- Порядок внесения изменений и (или) дополнений в Положение
В настоящее Положение могут быть внесены необходимые изменения и (или) дополнения в установленном законодательством порядке.